Украинский «цуцванг» США: между войной и референдумом

Вадим Мингалев

Необходимость США учитывать интересы Европы, которая с помощью поддержки минских договоренностей, предложенных Россией, стремится избежать развязывания на своих границах полномасштабной войны, привели американских стратегов в очевидный тупик.

С одной стороны, США и марионеточный Киев испытывают критический дефицит ресурсов и времени – американцам необходима эскалация конфликта для решения своих геополитических целей в условиях нарастающего кризиса американской экономики и долларовой финансовой системы, а для киевского режима война является единственным средством сохранить власть в стране, погружающееся в разруху и обнищание.

С другой стороны, прямая военная агрессия против Донбасса приведет к полному срыву минских соглашений и к значительному ослаблению возможностей США привлекать Европу к участию в разворачивании украинского кризиса против России. В этом случае издержки для ЕС окажутся слишком большими.

В этой ситуации США пытаются продолжить политику непрерывных провокаций и позиционной войны с обстрелами мирного населения ДНР и ЛНР, попутно разрабатывая новые сценарии втягивания России в войну в качестве агрессора. Примером может служить обострение ситуации вокруг Приднестровья и назначение губернатором Одесской области Михаила Саакашвили.

В этой ситуации Россия разворачивает свою стратегию, которая делает невозможной подобное провокационное затягивание конфликта со стороны США и резко ослабляет их позиции.  Еще в июле 2015 г. Руководитель ЛНР Игорь Плотницкий заявил о возможности выдачи российских паспортов на территории народных республик. В то же время из ДНР и ЛНР поступает информация, что в ноябре-декабре после проведения выборов может состоятся референдум, на котором будет поставлен вопрос о присоединении народных республик к России.  Кроме того, на территории ДНР и ЛНР введена мультивалютная система, из-за чего около 80% наличного оборота приходится на рубли.

Тот факт, что заявления о реализации этих планов начали звучать значительно раньше их осуществления, говорит о том, что Россия дает США недвусмысленный сигнал – если их украинские сателлиты не нападут до конца сентября, будет проведена массовая паспортизация и референдум, на котором граждане России попросятся в ее состав. Это создаст принципиально новые условия для переговоров и дальнейшего развития ситуации. Если до этого киевская хунта стреляла по собственным гражданам при молчаливом на то согласии мирового сообщества, то теперь будет стрелять по гражданам ядерной сверхдержавы, которая согласно Конституции обязана их защищать.

В этом случае при явной агрессии Киева издержки для него и его заокеанских хозяев окажутся недопустимыми, а дальнейшее осуществление кровавых провокаций против мирного населения невозможным.

Кроме того, в случае, если Украина продолжит выдерживать паузу, дальнейшими этапами реализации этой стратегии может стать постепенное разворачивание проекта Новороссии. Другие регионы, увидев очевидные преимущества жителей ДНР и ЛНР, ставших российскими гражданами, значительно быстрее развернут у себя движения против киевской хунты, которая ведет страну к политическому и экономическому краху. А это означает скорое создание новых народных республик, которые по тому же принципу получат возможность интеграции с Россией.

В то же время, если США, поставленные в известность об этих планах Москвы, решатся на военное наступление до октября, они  полностью лишатся поддержки своих европейских союзников, выступающих против радикализации ситуации. А это будет означать провал еще одной важнейшей для США задачи – разделения с помощью украинского кризиса Европы и России, чтобы таким образом ослабить своих геополитических конкурентов.

Таким образом, Россия создала для США на Украине классический «цуцванг» – ситуацию в шахматной партии, когда любой ход ведет к ухудшению ситуации. Очевидно, что американские политики, разворачивая украинский кризис, традиционно переоценили свои возможности, что уже не раз приводило их к неудачам при развязывании агрессии в других регионах мира.

Но при этом не стоит и недооценивать имеющееся для США «пространство для маневра» на Украине. Таковым может стать развязывание военного конфликта между конкурирующими группировками уже в масштабах всей Украины, игнорируя тупиковую ситуацию на Донбассе. Такой постоянно тлеющий очаг войны станет одинаковой проблемой и для России, и для Европы, источником нестабильности для всего региона. При этом сами США могут традиционно осуждать такое развитие событий и даже «помогать» в борьбе с экстремистами, как они это «делают» в случае с ИГИЛом.

Таким образом, сложнейшая украинская геополитическая партия продолжается. Ее ход показывает, что руководство России достигает блестящих успехов и на уровне стратегического планирования своих действий, и на уровне практической реализации своих планов. Это означает, что при успешном продолжении этой стратегии украинский «цуцванг» США окончится их полным поражением на украинском направлении и интеграцию Украины в единое евразийское пространство.